Чем хорош и чем плох Linux для школ
31 декабря 2010 года истекает срок действия лицензий на программное обеспечение, которое государство закупило для школ России в 2007 году. Вместо того, чтобы снова инвестировать средства в зарубежные продукты, правительство решило внедрить в наши школы так называемое Свободное Программное Обеспечение (СПО). И хотя планировалось внедрение с самого 2007 года (когда были куплены лицензии на платное ПО), более или менее активно обсуждаться начал этот процесс только сейчас. Причем обсуждения в основном сводятся к тому, что сторонники и противники СПО пытаются доказать свою правоту всеми мыслимыми и немыслимыми способами, зачастую не утруждая себя аргументацией. Подавляющее же большинство людей вообще не представляет себе, о чём идёт речь. Попробуем разобраться, чем же на самом деле хорош или плох «Этот Линукс».
В первую очередь попробуем понять, что это такое? Главная черта, которая отличает СПО в лучшую сторону от его платных аналогов, является его свободное распространение. То есть можно спокойно копировать, использовать в любых целях, а также изменять (дорабатывать и т.д.). Более основательное определение СПО, защищённого лицензией GNU General Public License (GNU GPL) можно прочитать по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/GPL , здесь же справедливо будет отметить, что эта лицензия поощряет любое использование защищённых ею продуктов. Ограничение существует лишь одно: запрещается закрывать исходный код программы и присваивать авторское право. Распространяется такое ПО абсолютно бесплатно; однако наряду с бесплатными дистрибутивами, которые можно скачать в сети интернет, существуют платные коммерческие версии. Единственным отличием такой ОС от скачанной с интернета, является упаковка и наличие техподдержки.
Споры, споры, споры…
Далее хочу привести примеры доводов защитников и противников внедрения СПО в школах. Попробуем разобраться, какие факторы реально мешают переходу, а какие являются «дутыми» и не имеющими подоплёки.
— «Большинство программ, используемых на компьютерах, в том числе игры, предназначены для работы только в операционной системе Windows»
Справедливое утверждение. Однако это совсем не означает, что, установив Linux, мы не сможем пользоваться компьютером, а займёмся долгими и упорными поисками нужных нам программ. Всё в точности до наоборот. Дело в том, что в комплекте, поставляемом в школы (как, впрочем, и на любом установочном диске Linux) присутствует огромное количество программ для комфортной работы и учёбы (в конце своего размышления я немного расскажу об их составе и реакции детей на программы, присутствующие в комплекте) Кроме того, в Linux присутствует программа Wine, позволяющая запускать программы , предназначенные для работы в ОС Windows. Конечно, не всё так гладко, и для некоторых программ, используемых в наших школах, не существует аналогов в Linux, однако не стоит смотреть на это как повод отвернуться от СПО и возвратиться к привычным программам, за которые необходимо платить порой неоправданно высокую цену. Это всего лишь проблема, которая подлежит решению.
— «Линукс слишком сложный, придётся переучивать учителей, переделывать школьные программы, а ученики, обученные в ОС Linux, не смогут продолжить обучение в высших учебных заведениях и нормально трудоустроиться»
Такие утверждения, на мой взгляд, свойственны людям, далёким от процесса обучения, если же эти доводы мы слышим из уст преподавателей, то это серьёзный повод усомниться в их компетенции, так как, во-первых, любой, кто попытается разобраться в Linux, сделает это без особого труда – внешний облик операционных систем имеет много общих черт. Интерфейс же программ порой вовсе одинаков. Во-вторых, школьная программа по информатике подразумевает не изучение какой-либо одной операционной системы, а общее их назначение и принцип работы. К тому же в современных учебниках приводятся примеры и практические работы, рассчитанные как на Windows, так и на Linux. Таким образом, изменение внешнего вида и оформления не должно приводить в замешательство ни учеников, ни, тем более, учителей.
— «Большая часть оборудования не поддерживается новой операционной системой»
Насчёт большей части – перебор, однако какая-то часть оборудования действительно не поддерживается или настройка доставляет много хлопот и порой представляет для учителей неразрешимую проблему. Решением таких задач должны заниматься специалисты, помощь которых, к сожалению, охватывает далеко не все нуждающиеся в ней школы. Однако решение этой проблемы под силу администрациям регионов, так как бюджетом предусмотрены расходы на внедрение, а стало быть, и техподдержку СПО.
В итоге после знакомства с такими аргументами возникает ощущение, что высказывающиеся не только не видели операционную систему в действии, но порой незнакомы даже с описанием и сопроводительными документами. Теперь выслушаем мнение сторонников свободных программ.
А кто «за»?
Среди сторонников внедрения СПО большая часть уже давно пользуется свободными программами, поэтому приводит более крепкую аргументацию своим мнениям; и хотя порой они тоже «перегибают палку», многие из приведённых ими доводов заслуживают того, чтобы обратить на них внимание. Вот некоторые плюсы, которые, по мнению пользователей СПО должны убедить нас в явном преимуществе свободных программ:
— «Линуксу не страшны вирусы»
Вредоносные программы, которые активно размножаются в среде Windows, в Linux будут просто ненужными файлами, неспособными к каким- либо действиям. Это одна из гарантий безопасности. Кроме того, в любой свободной программе мы имеем возможность заглянуть в исходный код, т.е. «внутренности» ПО, и убедиться, что программа, например, не «ворует» наши данные. В платных программах просмотр исходного кода недоступен. Это отличие имеет ещё одну сторону:
— «Открытый исходный код открывает новые возможности обучению»
Исходный код- это устройство программы, и понять, как работает программа, можно лишь изучив исходный код. Логично, не правда ли? Автослесарь не станет таковым, изучая машину лишь по картинкам и внешнему виду, не имея возможности заглянуть под капот и разобрать двигатель.
— «Линукс универсален»
Несмотря на разнообразие версий Linux, все они имеют одно сходство: установив ОС, собранную на основе Linux, мы получаем не просто операционную систему, а готовый к использованию программный комплекс, ориентированный, как правило, на нужды определённого круга пользователей. Например, в школы поставляется Альт Линукс 5.0 Школьный , содержащий в себе большое количество программ, необходимых в учебном процессе, включая пакеты для работы с графикой, документами, музыкой, видео, а также средства программирования и обучающие программы по определённым предметам. Ещё одним ярким примером, как на одной основе можно создавать различные решения, являются созданные на базе Linux деловая , развлекательная и креативная платформы.
Но самым, на мой взгляд, большим плюсом является то, что развитие СПО на фоне внедрения в школах позволит привлечь внимание людей к свободному ПО, что не только снизит уровень пиратства в России, но и, возможно, заставит производителей платного ПО пересмотреть стоимость своих программных продуктов, ведь на сегодняшний день их ценовую политику нельзя назвать адекватной, по крайней мере, на Российском рынке. В самом деле, что выберет покупатель, если в магазинах появятся ноутбуки с современными свободными операционными системами, которые будут стоить на 4-5 тысяч дешевле аналогичных моделей с предустановленной ОС Windows, при этом не уступающие в функциональности последним, а порой и опережающие их?
А на практике что?
И напоследок – первый день после смены ПО на примере маленькой деревенской школы. Компьютерный класс. 5 компьютеров – 4 стареньких ученических и современный учительский, к которому подключён проектор и МФУ. Системные требования ученических компьютеров оставляют желать лучшего, поэтому из огромной кучи платных программ, присланных в пакете «Первая помощь», раньше были установлены только операционная система, «офис» и антивирус. Тот же «Фотошоп» дети в глаза не видели.
Итак… Детям предложено ознакомиться с новой «сложной» операционной системой. Несколько минут уходит на привыкание, потом одна за одной (в смысле – по очереди) начинают открываться программы…gimp, open office… таблица Менделеева… тесты по географии… Вы знаете способ заставить школьников заняться географией? Или химией? Заняться с удовольствием, с азартом???А как объяснить значение термина «Алгоритм» так, чтобы это надёжно осело в их памяти? Есть в школьном комплекте программа обучения программированию под названием Kturtle, в которой простыми командами можно заставить черепашку двигаться… Даём детям задание: заставить черепашку начертить квадрат, и через несколько минут они с удовольствием написали «Первую в жизни программу»; и вот тут-то становится ясно: роль Педагога совсем не в том, чтоб научить пользоваться программой (дети сами способны зайти в справку и изучить основные команды), а в том, чтобы пробудить у детей интерес к обучению, тягу к новым знаниям. А что за «операционка» при этом установлена на компьютере – дело десятое…
Есть и проблемы – а куда без них??? Пока неработоспособно МФУ, подключённое к учительскому компьютеру, да и учителя смотрят на новую ОС квадратными глазами. Посему на нём до Нового Года решено оставить Windows наряду с Linux – будет время привыкнуть учителям и решить проблему с МФУ.
Подытожив вышесказанное, можно сказать, что СПО является достойной альтернативой для установки на школьные компьютеры (да и на компьютеры вообще), и имеет несомненные преимущества, которые с лихвой окупают недостатки, без которых, как известно, не бывает… Поругать можно только организацию внедрения, однако когда в России что-либо проходило гладко и по плану? Да и к тому же дело пойдёт значительно веселее, если мы прекратим бесконечные споры о том, что «круче», а займёмся решением проблем, препятствующих внедрению СПО.