Учителя Сургута заклеймили Linux через телевизор

Сургутский телеканал «СТВ» выпустил в эфир впечатляющий сюжет об ужасах, связанных с внедрением Linux в городских школах: учителям теперь придется переписывать методички, а детям будет не на чем играть.

Весь сыр-бор разгорелся из-за того, что четвертая часть сургутских школ в ближайшее время будет переведена на платформу Linux — поскольку в начале будущего года заканчивается лицензия на Windows, а продлевать ее сочтено слишком дорогим удовольствием.

В начале видеосюжета некто Сергей Митрофанов, заместитель директора по информационным технологиям гимназии «Лаборатория Салахова», горестно перебирает установочные диски различных Windows-программ, доказывая таким образом тот неоспоримый факт, что никаких программ подобного рода под Linux попросту нет. Вероятно, «самый опытный преподаватель информатики в Сургуте» (именно так его отрекомендовали телезрителям) ничего не слышал о линуксовых репозиториях программного обеспечения.

«Преимуществ у «Линукса» перед «Виндовсом» нет, — вздыхает господин Митрофанов. — Наоборот, у него есть еще и недостатки. Но, наверное, более 90 процентов машин… ну, 80 процентов машин точно, персональных компьютеров, сейчас работает под Windows. А потом уже под Mac OS. И на последнем месте — это под Linux. И вдруг мы на этот Linux будем переходить!..»

С утверждением насчет «недостатков Linux» поспорить трудно — хотя бы потому что операционных систем без недостатков вообще не существует. Тем не менее авторы сюжета, похоже, просто поленились прояснить вопрос о реальных недостатках свободной операционки и потому выдали в эфир буквально следующее: «В Linux многих возможностей не предусмотрено в принципе, например, нет программ, предназначенных для верстки и монтажа газет, для графики и дизайна». Даже если отбросить тот факт, что некоторые популярные Windows-программы такого рода нормально работают под Linux через прослойку совместимости Wine, выясняется, что на самом деле «родного» Linux-софта для школьных нужд может быть более чем достаточно (GIMP, Scribus, Inkscape).

Обращаясь к телезрителям, начальник отдела информационного обеспечения департамента образования Сургута Сергей Салахутдинов жалуется, что тяжелее всех в такой ситуации придется учителям информатики, так как им понадобится переписывать «отработанные в течение многих лет» программы обучения. Подобное заявление не может не вызвать недоумения, ведь по такой логике школьное программное обеспечение нельзя обновлять вообще никогда — ни платное, ни бесплатное, ведь бывают случаи, когда новая версия продукта слишком сильно отличается от предыдущих. Достаточно, например, вспомнить популярный пакет Microsoft Office.

В качестве дополнительного убойного аргумента телевизионщики заявляют о том, что и у большинства учащихся на домашних компьютерах тоже установлена Windows, а потому им было удобнее пользоваться «проверенным годами продуктом» (о том, что продукт, скорее всего, ворованный, журналисты почему-то умалчивают).

Для войны против Linux был применен и «недозволенный прием»: журналисты взяли интервью у школьника, которому грозит переход на Linux. «Например, какие-то приложения, игры, которые идут под операционную систему Windows, они не пойдут под Linux, и мы, соответственно, не сможем работать», — говорит юный страдалец (курсив «Вебпланеты»). Жалобы геймера звучат особенно выразительно на фоне следующего видеоряда: компьютерный класс, укомплектованный оборудованием фирмы Apple… на которое установлены операционки от Microsoft.

Вместе со словом «Linux» в сюжете нередко повторяется эпитет «бесплатный», причем произносится это с плохо скрываемым презрением. По всей видимости, на сургутском ТВ не слышали ничего о бесплатном и в то же время качественном программном обеспечении — например, о широко распространенных браузерах Mozilla Firefox, Google Chrome и Opera.

Вопрос о том, кем заказан подобный сюжет, эксперты «Вебпланеты» не считают необходимым поднимать. Тем более, на сайте телеканала «СТВ» на такой случай есть буквально следующий дисклеймер: «СТВ — никогда не поддерживает проекты сомнительного характера! И это наш принцип! Мы не развлекательный канал — мы трезво смотрим на вещи!»

При этом наши эксперты уверены, что всю эту тему следует рассматривать совсем в другой плоскости. Например, следует задаться вопросом, кому вообще нужно преподавание информатики в школах, если обучение направлено не на изучение общих принципов работы с компьютерами и ПО, а на освоение конкретных программных пакетов — некоторые из которых попросту не по карману многим частным лицам. Подобный подход можно назвать разве что подстрекательством к совершению правонарушений.